четверг, 27 сентября 2012 г.

Закрытые кокпиты - ближайшее будущее для Формулы 1?

Инцидент на старте гонки в Спа-Франкошам, когда болид Романа Грожан пролетел над головой Фернандо Алонсо, едва не задев его голову, с новой силой всколыхнул интерес всего автоспортивного мира к идее закрытых кокпитов в Формуле 1. Активно, эти разговоры, а главное, серьезные исследования и испытания в этой области начались после гибели гонщика «Формулы 2» Генри Сертиза и после серьезной травмы Фелипе Массы в «Формуле 1», полученной им от вылетевшей пружины из болида Рубенса Бариккело.

Этот трагичный инцидент с гибелью молодого гонщика и авария Фелипе Массы, после которой он провел 3 дня в коме и пропустил остаток сезона 2009 года, произошли с разницей в одну неделю. И я до сих пор помню те переживания, которые испытывала, ожидая известий о самочувствии Фелипе Массы. Тогда его спасла только очень хорошая конструкция шлема. Которую, тем не менее, с каждым годом стараются делать все более эффективной в обеспечении защиты головы гонщика.

Первоначально FIA начало разрабатывать идею накрытия кокпита прочным прозрачным защитным стеклом. Технология изготовления защитных экранов из ударопрочного прозрачного пластика хорошо отработана в авиации, но в автоспорте совсем другая ситуация. Было проведено несколько испытаний, хорошо показавших себя с точки зрения защиты головы гонщика.

Однако несколько существенных агрументов против введения закрытого стеклянного купола привели к тому, что FIA отказалась от дальнешей разработки этой системы:
 1. Изгиб стекла купола будет искажать картинку, что на большой скорости будет оказывать негативное влияние на органы восприятия, провоцируя тошноту и головные боли. Для летчиков в кабинах самолетов такой проблемы не существует, так как они наблюдают над головой бескрайнее небо, пилоты же все время смотрят на передние колеса своего автомобиля.
2. Закрытый кокпит серьезно повысит и без того немалую температуру на рабочем месте пилотов, которые и сейчас жалуются на обезвоживание после гонки в жарких условиях, хотя кокпит и вентилируется потоком воздуха. В общем, конструкторам придется устанавливать кондиционер в машины Ф-1.
3. В случае аварии и угрозы жизни пилоту на его извлечение из кокпита потребуется гораздо больше времени, особенно если в результате аварии что-то заклинит.
4. Различные жидкости, покидающие машины во время гонки (например, масло) могут загрязнить стекло, и очистить его будет проблематично без остановки в боксах.

 Сейчас FIA и некоторые команды, например, McLaren разрабатывают идею трубчатого каркаса для защиты гонщика. С этой системой все равно аргумент под номером 3 имеет место быть. Если что-то заклинит? И этот каркас не отстегнется? Многие гонщики, бывшие и действующие, руководители команд, конструкторы, журналисты и Берни Экклстоун одним из главных аргументов против введения подобных систем — считают, что это нарушит многолетние традиции Формулы 1.

Кими Райкконен на вопрос о введении закрытых кокпитов сказал: «Наш спорт небезопасен – и если вам не нравится этот уровень риска, возможно, стоит заняться чем-то еще. Уверен, что найдется немало гонщиков, которые с готовностью пойдут на тот риск, который сейчас являют собой выступления в Формуле 1».


 Мика Сало сказал, что болиды с закрытыми кокпитами будут уже не Формулой 1, а гонками прототипов. (Очень ведь похоже, правда, на прототипы — фото тех болидов, которые появились в прессе?! ) К тому же после аварии в Спа никто не пострадал, поэтому не стоит сеять панику.

Камуи Кобаяши говорит о том, что безопасность в Формуле 1 очень важна и гонщики всегда приветствуют ее повышение. Конечно закрытый кокпит защитит гонщика от летящих обломков или оторванного колеса. Но его беспокоит то, как быстро выбраться из машины с закрытыми кокпитом? Или что делать в случае возникновения пожара?

 Марк Уэббер считает, что вопрос установки закрытых кокпитов очень спорный. «Гонки в машинах с открытым кокпитом – мечта большинства гонщиков. Формульные серии должны быть с открытыми колесами и кокпитами. Это ведь сделано не просто так, а для повышенной точности в пилотаже. Если пилот не будет видеть края своих колес, если что-то будет мешать его обзору, то это уже будут не те гонки. Скорость и точность при обгонах значительно упадет.
Многие считают, что машины с закрытым кокпитом будут уродливыми, но дело совсем не в этом. Прежде всего, нужно понять, от чего будет защищать эта конструкция. Инциденты с Грожаном в Спа, с Култхардом и Вурцем в Австралии 2007, произошли из-за того, что машины после столкновения взлетали в воздух – так было и со мной в Валенсии 2010. Выхода может быть два – закрыть колёса и оставить открытым кокпит, или наоборот – закрыть кокпит, оставив колёса открытыми. Лично я думаю, что, прежде всего, нужно решить вопрос с отрывом машин от асфальта, поскольку опасность для головы гонщика возникает гораздо реже, хотя и о ней нельзя забывать. Кроме того, гонщики тоже должны чувствовать ответственность. За последние десять лет борьба стала более агрессивной просто потому, что пилоты уверены в том, что не пострадают в случае аварии. При этом вы можете атаковать агрессивно, не создавая опасности для соперников, а можете быть агрессивным и опасным. Я всегда говорил, что Формула 1 – не пансион для благородных девиц, когда дело касается гонок. Многие молодые пилоты ведут себя вполне корректно, но в этом году у Грожана и Мальдонадо было несколько опасных инцидентов. Если бы авария Грожана произошла на свободном участке – ничего страшного, но на старте вокруг много машин, трасса на этом участке узкая, поэтому инцидент получился столь неприятным. После появления системы DRS и перехода на резину Pirelli Формула 1 изменилась, обгонять стало гораздо легче, поэтому сейчас нет необходимости столь агрессивно действовать на старте. Именно поэтому я порой так удивляюсь, когда вижу инциденты на первом круге. Цель каждого из нас – оказаться сильнейшим в борьбе, но у некоторых парней инцидентов явно больше, чем у других, и им нужно принять это к сведению. Мы должны быть лучшими в том, что делаем, выступая на разных трассах в различных условиях, и нормы поведения гонщиков тоже должны соответствовать самому высокому уровню.»


И здесь я на 100% согласна с Марком Уэббером. Аварии последних лет приучили нас к тому, что как бы ужасно не смотрелась авария со стороны — как это было с Робертом Кубицей в Канаде в 2007 году или авария Марка в Валенсии в 2010 году — гонщик вылезает из кокпита, отделавшись небольшими травмами или просто легким испугом. Гонщики начали утрачивать чувство реальности и чувство опасности. Они как будто стали забывать в каком виде спорта они выступают. И много совершается не просто агрессивных, а безрассудных атак. Когда под удар подставляется не только сам гонщик, но и все вокруг. Конечно, от случайностей никто не застрахован. Как от той нелепой пружины, попавшей в голову Фелипе Массы. Но не нужно совершать через чур опасных, агрессивных действий, приводящих к авариям, причем с одними и теми же участниками. В этом сезоне в чемпионате участвует 6 чемпионов мира — это каждый четвертый из 24 пилотов. А это значит уже совершенно другой уровень мастерства и ответственности за то, что ты делаешь. Отлучение на одну гонку Романа Грожана должно поднять его уровень ответственности и стать уроком для остальных гонщиков, в том числе и Пастора Мальдонадо и Серхио Переса и Камуи Кобаяши и других пилотов.

Автор: Гульнара Валитова

 При перепечатке материала не забывайте ставить ссылку на мой блог: Технические новости формулы 1
Хотите получать новости первым? Подписывайтесь на Email рассылку

Комментариев нет:

Отправить комментарий