пятница, 3 декабря 2010 г.

Коротко о рынке двигателей Формулы 1

Команда Red Bull недовольна недостатком мощности Renault V8, но так или иначе, заводская команда Renault по чистому темпу оставила Ferrari позади в Абу-Даби. Тони Доджинс копается в конкурентной борьбе производителей двигателей в Формуле 1.

Тони Доджинс: «На дворе было пятничное бразильское утро. Если бы шел боксерский поединок, боксеры бы проводили свои последние атаки, пытаясь все-таки выиграть свой счастливый билет и пополнить свой кошелек, а толпы журналистов носились бы вокруг. Но… ничего подобного.

Хотя постойте. К чему же сейчас пришел Стефано Доменикали? Если бы у Ferrari была машина Red Bull, они бы выиграли чемпионат тысячелетия назад…

Неплохо. Более достойно упоминания в новостях, чем что-либо на первой практике. Но не все идут за ответом к Кристиану Хорнеру. Представьте, какое безразличие. Возможно, за ним просто не следили камеры, когда он сказал, что если бы у Red Bull был двигатель Ferrari, они бы, вне всякого сомнения, сделали то же самое…

По правде говоря, тяжело оценивать силу различных двигателей для Формулы 1, учитывая различные конфигурации шасси. И в зависимости от собеседника можно получить разные отзывы. Можно говорить с умудренным опытом техником первой Формулы. Я кивал в сторону Red Bull Эдриана Ньюи в Сингапуре и думал: «Какая же чертовски хорошая работа была сделана для того, чтобы на эту штуку не поставили Mercedes…» А затем, слегка шутя, он кивал в сторону Mercedes, добавляя: «А если бы на той вот штуке стоял мотор Renault, они бы боролись с Toro Rosso…»

Тим Рутсис из Cosworth в Монце, когда его попросили дать честную оценку возвращению в Формулу 1 после трехлетнего перерыва, ответил: «Думаю, все двигатели предельно близки. Разницу мы можем оценить примерно в 4%, и мне кажется, что мы – в первых рядах».

Такая оценка тесно пересекается с оценкой Эдриана Ньюи. «Наш анализ показывает, что мы минимум на 4% отстаем от Mercedes», - заявил он. Тихим голосом, но он добавил: «На некоторых трассах – это около пол-секунды на круге».

Это разговор о чистой мощности. Такие вещи, как пилотируемость – также важны, но если дать конструктору выбор, то он будет все время ворчать. Red Bull, конечно же, пытался заключить контракт с Mercedes в 2009 году, но сделка была заблокирована McLaren. Что, по справедливости, можно понять. Благодаря Робу Смедли, прилагательное «великодушный» может стать словом 2010 года. И даже если Фелипе Масса не знает, что это значит, точно знает это Мартин Уитмарш. И это отлично описывает его действия в ситуации, когда Brawn GP достался двигатель Mercedes после ухода Honda в 2008 году. И не повернуло ли это все задом наперед и не укусило его за самое уязвимое место? Через несколько месяцев Brawn выиграл чемпионат, а партнеры Уитмарша приобрели контрольный пакет в команде Росса Брона.

Представьте, что кто-то войдет и скажет: «Послушай, Мартин, Эдриан Ньюи сейчас занят, работая над машиной, которая сейчас итак самая быстрая на трассе, и он хотел бы установить на неё наш двигатель…» С легкостью можно предвидеть, что разговор не займет и двух секунд.

Так как двигатели в Формуле 1 омологированы, намеки на то, что Renault слабее не показывают способность компании сконструировать хороший мотор, а лишь отсылают к тому моменту, когда омологация была проведена.

По словам Ньюи Mercedes «блокировал все переговоры под предлогом того, что Renault может перенастроить баланс». Систематически они являлись в FOTA и блокировали все. «Мы оказались в отчаянном положении, так некоторые предлагали отдать, например, наше переднее крыло взамен на двигатель. И это были переговоры с ведущими людьми Mercedes!»

«Все это очень хорошо, но Mercedes или McLaren могут развивать свое переднее крыло, а Renault не может развивать двигатель, чтобы достичь уровня Mercedes». Учитывая такой информационный фон и обмен ирониями Доменикали и Хорнера в Бразилии, конец сезона в Абу-Даби прошел для Renault как нельзя лучше. Не только потому, что Red Bull взял вместе с ними оба титула. Более, чем на протяжении часа, весь мир смотрел за Фернандо Алонсо с его репутацией и на своей Ferrari, а на кону стоял чемпионат. И двигатель Ferrari был бессилен против относительно безызвестного Виталия Петрова на своей Renault.

То, что с двигателем очень мало, что можно сделать, в момент многими было забыто. В то время, как Кубица удерживал позади себя Хэмилтона, а Петров проделывал то же с Алонсо, даже люди, близкие к автоспорту, говорили: «Черт меня подери, эти Renault изменились!»

Вовсе нет. Изменилась машина – к Абу-Даби был внедрен очень эффективный воздуховод.

«У многих команд воздуховод был лучше, чем у нас», - проясняет ситуацию технический директор Renault Джеймс Эллисон. «Моим решением было сконцентрироваться над ним прежде, чем над другими нашими обновлениями. Его планировалось установить еще на Сильверстоуне, но при тестах в трубе нам не удавалось заставить его адекватно работать. Я видел, что многие другие команды быстро устанавливали его и испытывали сложности пару уик-эндов. Так что мы законсервировали эту разработку и пошли другим путем. Мы вернули воздуховод в Спа, где он прекрасно работал».

Да, действительно так и было, несмотря на то, что при прохождении Красной Воды на первом круге Кубица перепугался и едва не выбил с трассы Феттеля! Весь остальной сезон Renault прекрасно себя чувствовал на тех участках трасс, где воздуховод был важен. Возможно, иногда Renault заливали чуть меньше топлива в третьей практике, но в Корее пилоты Red Bull смотрели на время Кубицы на свободных заездах в субботу, пожимали плечами и признавались: «Нам это не под силу…»

Заслужил, находясь под давлением, аплодисментов и Петров. Провести первый сезон в Формуле 1 в команде с Робертом Кубицей? Нет, спасибо… Но помните Тимо Глока год назад? Место в Renault рядом с Кубицей или Virgin Racing? Сперва кажется, что Тимо надоела корпоративная культура Toyota и он жаждал возвращения к интимной обстановке маленькой команды и её развития, подобно старому доброму iSport в GP2. Но думаю, что была и другая причина, по которой он не оказался в Энстоуне.

«Виталий оказался против очень хорошего партнера по команде без большого количества тестов», - говорит Эллисон. «В Формуле 1 очень тяжело быть новичком – также тяжело и ему. Он угас и поплыл. В некоторых гонках он был абсолютно шикарен, но на остальных ему было не легко. Стоит признать многое, он – смелый и вдохновленный гонщик, и его нелегко пройти на трассе». Как выяснил Фернандо Алонсо…

Алонсо уже понял это в Стамбуле, где ему все же удалось подвинуть Виталия со своего пути, не то, что в этот раз… И в Энстоуне, и в Вири всегда были люди, которые отлично делают свою работу. Мне, вроде бы, понравилось, как все в итоге получилось…»

По материаллам сайта f1life.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий